правовой интернет-сайт

Исторические связи российской и азербайджанской школ обогащают балет

Ректор Бакинской академии хореографии Тимучин Эфендиев связывает успешное развитие вуза с тесными взаимосвязями азербайджанских традиций искусства с российскими.

Танец – универсальный язык, который лучше прочего рассказывает о культуре, быте, характере, истории и даже литературе каждого народа. «Именно посредством танцев можно передать ту глубокую философию, всю красоту чувств которую описали великие поэты в своих произведениях, — сообщил ректор Бакинской академии хореографии Тимучин Эфендиев журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева. – Например, известный балет Гара Гараева «Семь красавиц» по сюжетам поэмы Низами Гянджеви, «Лейли и Меджнун» по мотивам поэмы Фикрета Амирова, «Легенда любви» Арифа Меликова неоднократно были поставлены на российской сцене, в частности на сцене Большого театра». Тимучин Эфендиев уверен, что взаимное влияние российской и азербайджанской танцевальных школ неизменно служит обогащению хореографического искусства обеих стран. И за примерами далеко ходить не надо.

Бакинская академия хореографии, созданная на базе Бакинского хореографического училища, существует сравнительно недавно. Однако история хореографического образования в Азербайджане насчитывает 95 лет. Именно в Баку в 1923-м году – впервые на востоке – была создана балетная студия, а в 1929-м году – училище. «На создание и формирование хореографического образования в Азербайджане несомненно повлияла русская школа, первые педагоги были именно русские представители хореографического искусства, — пояснил Тимучин Эфендиев. – Как известно, русская хореографическая школа имеет очень богатую историю и является одной из лучших школ в мире. То, что Азербайджанская школа строилась и сегодня опирается на русскую школу хореографии, сохраняя былые традиции и изучая новые способы преподавания, дает возможность ей развиваться большими темпами. Сегодня к обучению в Бакинской академии хореографии проявляется интерес из зарубежных стран – не только из России, но, например, из Японии».

До открытия Бакинской академии азербайджанские мастера балета получали высшее образование в России. Сейчас многие из них передают свой опыт в стенах столичной азербайджанской академии. Причем работают здесь по программам Академии русского балета имени А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии. «У нас подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого проводится множество мероприятий, — рассказывает Тимучин Эфендиев. – В конце 2015 года делегация нашей академии во главе с проректорами побывала в Академии русского балета и близко познакомилась с ее деятельностью. В ноябре прошлого года к нам с мастер-классом для студентов академитимучии приезжал ректор Академии русского балета, народный артист Российской Федерации Николай Максимович Цискаридзе. А в декабре мы принимали участие во Всероссийской научно-практической международной конференции «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования» проводимой Московской государственной академией хореографии. Сейчас планируется приезд делегации Академии русского балета в Баку, надеюсь, все состоится».

На новый 2018-й год у Бакинской академии хореографии серьезные планы: несколько мастер-классов представителей российского хореографического искусства, совместная организация с российскими хореографическими ВУЗами международной конференции, посвященной актуальным проблемам хореографического образования. И главное – второй международный конкурс танца имени Гамэр Алмасзаде. «В члены жюри приглашены видные представители российской хореографической школы, — сообщил Тимучин Эфендиев. — И конечно, в конкурсе будут принимать участие представители из Российской Федерации. В первый год проведения конкурса многие российские учебные заведения, которые занимаются хореографическим образованием, прислали к нам своих участников».